Победителем конкурса стартапов «Бизнес-проект — 2010», который наш журнал провел вместе с компанией Google, стал проект Ecwid ульяновского предпринимателя Руслана Фазлыева, запущенный 25 сентября 2009 года. Ecwid — платформа для создания интернет-магазина
за 5 минут прямо на сайте пользователя или на его странице в социальной
сети без изменения привычного интерфейса. Сервис Ecwid уже установили у
себя 25 000 пользователей по всему миру. Руслан Фазлыев рассказал
Forbes о своем проекте.
— Кто ваши потребители?
— Кто угодно. В ЮАР во время Чемпионата мира по футболу люди встраивали Ecwid в свои профили в соцсетях, чтобы продавать вувузелы.
Есть восьмилетний мальчик в Америке, который торгует комиксами. Много
организаторов конференций и разных мероприятий — установив Ecwid, они
могут сами продавать билеты, не обращаясь к посредникам. Есть
производители станков, им тоже выгодно продавать их напрямую через свой
сайт. На Россию пока приходится всего 7% клиентов, но мы сайт на русском языке создали только под ваш конкурс. Считали, что важнее сначала глобальным игроком стать, а локализовать проект мы всегда успеем.
— Как получилось, что проект, у которого нет мировых аналогов, родился в Ульяновске?
— Очень просто. У меня была девушка в Ульяновске, у нее был богатый
папа, и она не собиралась никуда уезжать. Так что мне надо было стать
богатым, не уезжая из Ульяновска. Я бросил институт и начал бизнес.
Тогда программист в Ульяновске получал в среднем $200, я мечтал зарабатывать хотя бы $400,
но уже через месяц получилось гораздо лучше. (В 2002 году Фазлыев
основал компанию «Креативная разработка», которая создает софт для
интернет-магазинов, среди ее продуктов F-Cart, X-Cart и LiteCommerce. — Forbes). Я преуспел, заработал много денег, у меня 150 человек работают. Но тем, что мы начали делать десять лет назад, сейчас занимаются сотни компаний.
Плюс у меня несколько сотрудников выдернули в одночасье в проект,
созданный на деньги венчурных инвесторов из Кремниевой долины. Это
подстегнуло к созданию нового стартапа. Тех, кого взял в команду Ecwid, деньгами не переманить
— мы создавали продукт, которым будут пользоваться люди по всему миру.
Думаю, в долине подобная идея меньше стимулировала бы людей, чем в
Ульяновске. В какой-то степени затворничество поощряет творчество, тем
более что Интернет открывает мир, дает поток информации. Конечно, очень
важно и путешествовать, конференции посещать.
— Сразу думали о глобальном масштабе?
— Мы изначально писали все на английском. Добровольцы перевели на 25
языков, включая китайский. На русский переводить, кстати, большая
проблема: слова длинные. А у нас принцип — не делать фигни. Либо мы делаем хорошо, либо совсем не делаем.
— Уверены были в успехе?
— Мы были уверены, что Ecwid сразу выстрелит, ждали шквала аплодисментов. Но когда выложили релиз, в первый день зарегистрировалось всего 70 пользователей. Я, к счатью, вспомнил, что FedEx в первый день тоже отправил всего три посылки. Я читал, что упорство — один из атрибутов великих компаний. Мы работали, работали, и куча пользователей вскоре появилась.
— А что с монетизацией?
— То же самое. Пока на платные аккаунты — это $17 в месяц — перешло всего 400 пользователей.
Мы проанализировали, почему так. Сейчас наращиваем разницу опций между
бесплатным и платным аккаунтом — например, SEO-оптимизация, более
быстрая доставка контента за счет того, что он лежит на ближайшем к ним
сервере Amazon. Мы видим, что продажи в интернет-магазинах клиентов
растут, надеемся, вырастут и суммы, которые они готовы тратить на наш
сервис.
— Можете в двух словах объяснить, в чем суть технологии?
— Ecwid — первая 100%-ная AJAX-карта, построенная на технологиях,
которые появились совсем недавно. Я хотел сделать нечто подобное еще в
2004 году, но это было невозможно физически. Не проблема
написать такую штуку, как Ecwid, например, на языке JavaScript. Но
проблема, чтобы она на разных браузерах одинаково работала.
Ecwid интегрирован даже с соцсетями. Можно свой магазин и на сайте, и в
соцсети вставить и контролировать все это из одной панели. Социальный
шопинг, кстати, сейчас очень большой тренд.
— Какие еще тренды кажутся вам интересными?
— Основной прирост сейчас дают пользователи, которые заходят в
интернет с мобильных устройств. Особенно в развивающихся странах, где не
у всех есть компьютеры. Африканцы страхуют посевы с помощью SMS, а
Nokia даже выпустила телефон, который подзаряжается от велосипеда при
езде.
— Что нужно для успеха стартапа?
— Самое важное — упорство, особенно в России. Если
вы хотите создать что-то, то идете и создаете это что-то сейчас, теми
средствами, которые у вас есть, и тогда вы преуспеете. А сидеть и думать
«у меня есть гениальная идея», ждать, когда кто-то даст на ее
реализацию много денег… Идеи ничего не стоят. Лишь реализация показывает, кто реально может заработать на идее деньги.
— Инвесторов привлекать собираетесь?
— Пока я вкладываю в Ecwid свои деньги. Инвесторов западных ищем, но
нам интереснее не их деньги, а экспертиза, помощь в построении
глобального бизнеса.
— Рассчитываете много заработать?
— Я не получаю пока никаких денег с этого проекта. Но для меня конкуренция не вопрос денег.
Мой бизнес должен быть самым успешным на рынке, моя марка должна
победить, а деньги — это, условно говоря, очки в игре. Поэтому их
хочется все больше и больше. А вовсе не для того, чтобы машину подороже
купить.
— Та девушка вашей женой, кстати, стала?
— Да, конечно.
Интервью взято из журнала Форбс (http://www.forbes.ru/svoi-biznes/idei/58717-dlya-menya-konkurentsiya-ne-vopros-deneg)