15 апр. 2013 г.

Рецензия. Биография Чарли Чаплина, часть 2.



Первая роль Чарли пришла, когда он еще маленький вышел на сцену вместо мамы и рассказал стихотворение. Монеты посыпались градом, все были счастливы. Он ни грамма не испытывал страх сцены, еще не понимая на самом деле, что происходит). 

Отмечу большое количество знакомств с известными и знаменитыми людьми: Эйнштейном, Горовицем, Черчиллем, Гувером, Рузвельтом и т.д. Очень интересно было услышать с уст Чарли как, например, у Эйнштейна родилась его теория относительности. Человек играл  то ли на рояли, то ли на фортепиано, делал заметки на клочке бумаги и пил бодрящее утреннее кофе, приготовленное женой. Потом побежал 
к себе на верх в комнату и выходил только по вечерам на протяжении двух недель лишь, чтобы поужинать. Эврика! Вдохновению не прикажешь. 

Приведу несколько урывков из книги, которые меня особо зацепили. Первый касается идеи снятия фильма на религиозную тематику с сюрреалистическим уклоном. Она родилась после встречи с известным российским композитором Игорем Стравинским.

"Как-то у меня обедал Игорь Стравинский. И он предложил мне сделать вместе с ним фильм.
Я придумал сюжет — фильм должен был быть сюрреалистическим. В модном ночном кабачке за столиками вокруг эстрады сидят группы и парочки, олицетворяющие земные пороки: за одним — алчность, за другим — лицемерие, за третьим — жестокость, а на эстраде показывают страсти Господни. И пока распинают Иисуса, посетители кабака равнодушно смотрят на это зрелище, заказывают ужин, ведут деловые переговоры, просто скучают. Толпа, первосвященники и фарисеи, грозя кулаками кресту, кричат: «Если ты сын Божий, сойди с креста и спаси самого себя!» И тут же рядом группа коммерсантов возбужденно обсуждает какую-то крупную сделку. Один из них нервно закуривает, посматривая на Спасителя и рассеянно пуская дым в его сторону. За вторым столиком другой коммерсант вместе с женой тщательно изучают меню. Но вот дама взглянула на распятие и нервно отодвинула свой стул подальше от сцены. «Не понимаю, зачем люди ходят сюда, — говорит она раздраженно. — Неприятное зрелище». «По-моему, неплохо придумано, — возражает ее муж. — Этот кабак едва не обанкротился, но они вовремя поставили здесь ревю. А теперь они не в убытке». «По-моему, это кощунство», — говорит жена. «Наоборот, это очень полезно, — возражает ей муж. — Люди, которые ни разу не были в церкви, приходят сюда и хоть здесь узнают кое-что о христианстве». Только сидящий в одиночестве пьяница под воздействием алкоголя воспринимает все происходящее по-иному и вдруг начинает рыдать. Он громко кричит:
«Смотрите, они же распинают его! И никому до этого нет дела!» Он встает и умоляюще протягивает руку к кресту. Но тут сидевшая поблизости от него жена священника жалуется метрдотелю, и горько плачущего пьяницу выводят из кабачка, а он со слезами продолжает кричать: «Никому нет дела до него! Какие же вы после этого христиане!» — Видите, — сказал я Стравинскому, — его выгоняют, потому что он мешает зрелищу. Я объяснил ему, что спектакль страстей Господних на эстраде ночного кабака должен показать, насколько цинично и формально исповедуется сейчас в мире христианская вера."

Запомнился эпизод, когда Чарли путешествовал по Востоку. Ему посчастливилось пробовать разные диковинные блюда.. Одно из таких было рис в чае. Загуглил "Рис с чаем" и к своему удивлению почти ничего не нашел. Все сошлось к рису с вассаби и чаем. Что ж, я сам попробал приготовить, Чарли писал, что это очень вкусно. Приготовил рис, заварил чай. Залил его в почти готовый рис. Вывод - повар из меня не важный. Кроме того нужен специальный соус. Как-нибудь в будущем обязательно приготовлю.

Еще одним захватывающим местом в книге было готовящееся убийство Чарли Чаплина в Токио, которое так и не состоялось! Позже эти люди убили премьер-министра Японии. 

Вот любопытная выписка из стенограммы заседания суда:

Судья. Какой был смысл в убийстве Чаплина?
 Кога. Чаплин — очень популярная личность в Соединенных Штатах и к тому же его очень ценят в капиталистических кругах. Мы рассчитывали, что его убийство вызовет войну с Америкой и что таким образом нам удастся одним выстрелом убить двух зайцев. 
Судья. А почему же вы тогда отказались от столь великолепного плана? 
Кога. Потому что в газетах появилось сообщение, что еще точно не выяснено, состоится ли этот прием. 
Судья. Каковы же были мотивы нападения на резиденцию премьер-министра?
 Кога. Ниспровержение премьера, который одновременно был главой правящей политической партии. Другими словами, мы хотели свергнуть правительство. 
Судья. Вы намеревались убить премьера? 
Кога. Да. Хотя никакого личного недоброжелательства я к нему не испытывал. Этот же обвиняемый показал, что план убийства Чаплина был отклонен, потому что «возник спор, стоит ли убивать комика, принимая во внимание, как невелики шансы, что это приведет к войне с Соединенными Штатами и к усилению власти военщины»."


Знакомство с Уинстоном Черчиллем и поездка в его дом в Чартуэлле - отдельная история, которую просто не могу не упомянуть здесь. Думаю жизнь этого выдающего человека достойна нашего подражания и не важно в каких сферах мы работаем. Это было еще до его премьерства. 

"Я думаю, сэр Уинстон прожил жизнь интереснее многих из нас. Он сыграл немало ролей на жизненной сцене, и сыграл их смело, с неподдельным увлечением. Он мало что упустил в жизни, и жизнь была к нему благосклонна. Он хорошо жил и хорошо играл — ставя на карту самые крупные ставки и всегда выигрывая. Ему нравилась власть, но он никогда не делал из нее фетиша. По горло занятый политикой, он, однако, находил время для разных забавных увлечений, будь то кладка кирпичей, скачки или живопись. В столовой над камином я увидел натюрморт. Уинстон заметил, что он мне понравился. —  Это я писал. —  Но это же великолепно!  — восторженно воскликнул я. —  Пустяки! Как-то на юге Франции я увидел, как художник писал пейзаж, и сказал: «Я тоже сумею!» Наутро он показал мне сложенную им кирпичную ограду. Я был удивлен и заметил, что класть кирпичи, наверно, не так легко, как кажется. —  Я вам покажу, как это делается, и вы за пять минут научитесь.

Я был пленен простотой и почти спартанскими вкусами обитателей Чартуэлла. Спальня Уинстона служила одновременно ему библиотекой; книги, не помещавшиеся на полках, лежали на полу у стены. Одну стену целиком занимали стеллажи с хансардовскими отчетами о заседаниях парламента. На полках было также много томов, посвященных жизни Наполеона. —  Да,  — признался Черчилль,  — я большой его почитатель."



Жизнь прожить - не поле перейти и в правду утверждает народная поговорка. Путь Чарли Чаплина был долог и в целом успешен. Но он не был легким, как и каждого мало мальски успешного человека. У каждого свой "крест".

Что не понравилось в самой книге - он почти ничего не писал про своих детей и семью. Работа для него была на первом месте. Впрочем на любовном фронте Чарли не везло. Его последняя женитьба, третья или четвертая, с 18-летней актрисой уже другая история. Они прожили 20 лет вместе, если я не ошибаюсь.

Впрочем книга все-таки немного схожа с винегретом, то есть немного беспорядочная. Наверное все творческие люди такие.

Моя рекомендация - читайте!